ХУАН МИРО (ЖОАН МИРО)

Дали

Вернуться на главную...

Хуан Миро (Miro, Joan) (1893-1983 гг.), испанский живописец, скульптор, график, дизайнер. С 1919 г. подолгу жил в Париже, не порывая, однако, тесных связей с Испанией. Творчество Хуана Миро сюрреалистично (сюрреализм). С утонченным декоративизмом Хуан Миро имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам ("Женщина и птица в лунном свете", 1949). На протяжении всей жизни Хуан Миро оставался верен главному принципу этого направления - освобождению творческого подсознательного начала из-под контроля логики и разума. Миро тем не менее отличался от остальных сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В 1940 г. художник Миро вернулся в Испанию и жил главным образом на острове Майорка, продолжая активно работать до глубокой старости. Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. Миро с детства был равнодушен к занятиям и наукам, но с удовольствием рисовал. Родители не поддерживали желание юноши стать художником, но с 1907 по 1910 гг. Хуан Миро прошел обучение в художественной школе, после окончания которой отец Жоана настоял на том, чтобы его сын стал помощником бухгалтера в аптеке. Практически сразу же Хуан Миро заболел тифом, и у него случилось нервное расстройство. Почти год уходит на восстановление сил, и в это время Миро усиленно занимается рисованием. В 1912 году Хуан Миро поступает в частную школу в Барселоне и хочет посвятить себя живописи целиком. К 1920 году Хуан Миро становится достаточно известеным художником. В этом году Жосеп Далмау (владелец салона - галереи, в прошлом - довольно посредственный художник) решает создать в Барселоне рынок для современного искусства и сооружает важную выставку французского авангарда, которая включила в себя также работы двух каталонцев - Хоакина Суниера и Жоана Миро. Далмау начал продвигать Хуана Миро еще четыре года назад. В это время Хуан Миро усердно занимался живописью и познакомился со своими будущими друзьями - Мануэлем Грау и Энриком Рикаром. В этом же 1920 году Хуан Миро приезжает в Париж, где впервые знакомится с Пабло Пикассо. В 1924 году появился на свет первый номер "Сюрреалистической революции", возглавляемый Андре Бретоном, отмечающий формирование сюрреалистов как доминирующей группы в парижском авангарде - группы , которая была ориентирована на ниспровержение авторитетов и настроена на подсознательное восприятие окружающего мира. Чуть раньше был опубликован манифест сюрреалистов, а также было создано Бюро сюрреалистов. Все эти события сильно повлияли на Миро, сформировали его взгляды и явились источником вдохновения для многих его последующих работ. В 1926 году Миро приезжает в Испанию, в Кадакес вместе со своим торговым агентом Пьером Лёбом и знакомится там с Сальвадором Дали, которого позже приглашает в Париж. В тридцатые годы проходит много персональных выставок Миро в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. Миро хочет внести в живопись и сюрреализм что-то новое и необычное. Так он начинает экспериментировать с песком, камнем, наждачной бумагой, бечёвками и другими подручными материалами. Позже Миро увлекла керамика. В 1948 году состоялась, пожалуй, самая большая и самая важная выставка в жизни художника: в галерее Маг. Далее можно составить такую хронологическую таблицу наиболее значительных моментов творчества Жоана Миро: 1949 - выставка в Барселоне 1950 - выставки в Стокгольме и Берне 1955 - заказ ООН на роспись двух стен в Париже 1956 - ретроспективные выставки в Брюсселе и Амстердаме 1959 - премия Гуггенхейма 1961 - работа над большим панно из керамики для Гарвардского Университета 1966 - выставка в Лондоне 1966 - выставки в Японии и США 1967 - премия за вклад в живопись 1971 - выставки в США 1973 - выставки в Лондоне, Барселоне, Париже 1976 - открытие в Барселоне Фонда Миро 25 декабря 1983 Хуан умирает в Пальма де Мальорка. Про себя Хуан всегда говорил так: "Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью. Когда я работаю, то некая субстанция становится для меня знаком женщины или птицы". Песнь соловья в полночь и утренний дождь. 1940. Безмосвная жизнь со старым ботинком. 1937. Женщина перед солнцем. 1950. Ласточка/Любовь. 1934. ЖИВОЙ НАТЮРМОРТ (1956г.) ЗАГАДКА ГИТЛЕРА (1937г.) Материнство. 1924. Голова мужчины. 1935. Автопортрет. 1917. Живопись. 1943. Следы телеги. 1918. Пейзаж. 1924/1925. Каталонский пейзаж (Охотник). 1923/1924. ЗАГАДКА ГИТЛЕРА (1937г.) ОБНАЖЕННЫЙ ДАЛИ,СОЗЕРЦАЮЩИЙ ПЯТЬ УПОРЯДОЧЕННЫХ ТЕЛ, ПРЕВРАЩАЮЩИХСЯ В КОРПУСКУЛЫ,ИЗ КОТОРЫХ НЕОЖИДАННО СОТВОРЯЕТСЯ ЛЕДА ЛЕОНАРДО,ОПЛОДОТВОРЕННАЯ ЛИЦОМ ГАЛА (1950г.) ЗАГАДКА ГИТЛЕРА (1937г.) Собака, лающая на луну. 1926. ЗАГАДКА ГИТЛЕРА (1937г.) ЗАГАДКА ГИТЛЕРА (1937г.)